Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………….......…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального
выгорания средствами арт - терапии…………………………………5
1.1. Понятие профессиональное выгорание……………………….…...5
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное выгорание………..…9
Глава 2. Профилактика профессионального выгорания
Педагогов общеобразовательной школы………………………..…13
2.1. Методы арт - терапии в профилактике профессионального
выгорания педагогов…………………………………………….….…..13
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………17
Заключение………...……………………………………………….….…21
Список использованных источников…………………………….….…23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. У представителей каждой профессии рано или поздно наступает период профессионального выгорания. Наиболее ярко это проявляется у людей, которые работают с учениками, пациентами, клиентами и др. Сложность работы представителей профессий, которые работают с людьми, заключается в интенсивном психоэмоциональном общении. К примеру, на педагогов могут оказывать воздействие ученики, их родители, коллеги, администрация. Всё это раньше или позже начинает оказывать негативное влияние на представителей данной профессии. При этом наблюдается снижение уровня психологического здоровья и с течением времени наступает синдром профессионального выгорания.
Это всегда присуще тем профессиям, где наблюдается особая психоэмоциональная напряженность. У людей чаще всего отсутствует специальная подготовка по преодолению эмоциональных перегрузок в профессиональной деятельности. При этом высокие морально-этические требования при работе с людьми также оказывают определённого рода влияние. В этом случае можно говорить о том, что на практике существует потребность в эффективных способах психологического воздействия, способного предотвратить развитие профессионального выгорания. Представители профессий, связанных со сферой «человек-человек» должны максимально анализировать данную сторону своей профессиональной деятельности. Специалисты, работающие в этих областях должны изучать потенциальные причины, которые способные привести к прекращению полноценного выполнения субъектами своих рабочих обязанностей или к потере удовлетворения от своей деятельности.
Цель работы: изучение и апробация программы с элементами арт -терапии для профилактики эмоционального выгорания среди педагогов общеобразовательной школы.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования: выявление синдрома профессионального выгорания и его профилактика у педагогов общеобразовательной школы.
Гипотеза: при выявлении склонности к профессиональному выгоранию у педагогов и проведение комплекса профилактических мероприятий с применением методов арт - терапии, есть возможность избежать формирования синдрома профессионального выгорания.
Задачи:
1. Изучить понятие профессионального выгорания.
2. Выявить факторы, влияющие на профессиональное выгорание.
3. Предложить в программе методы арт - терапии в профилактике профессионального выгорания педагогов.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования. Сделать выводы.
Методы исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального выгорания средствами арт – терапии
1.1. Понятие профессиональное выгорание
Предпосылками изучения явления профессионального выгорания были замечания медиков о взаимосвязи определенных симптомов и профессиональной сферы деятельности пациента. Данный феномен подвергался анализу многих ученых, и было выявлено, что определенные жалобы на свое физическое и психологическое здоровье предъявляли представители профессий, связанных с обслуживанием клиентов, и представители руководящих должностей.
Под синдромом профессионального выгорания понимают неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы. Это включает в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека. У него пропадает энергия и ухудшается здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация. Это не может не сказываться на качестве и производительности труда [7]. Ученые не пришли к единому мнению о природе происхождении синдрома хронической усталости. Они лишь установили прямую корреляцию между стрессовой обстановкой на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа заболевших [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сб. научн. трудов [Текст] / Л.А. Александрова // Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2004. С. 82-90.
2. Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. - 2003. - No 8. - С. 31-39.
3. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания [Текст] / С.А. Бабанов // Трудный пациент. No 12. - 2009. - С. 20-24.
4. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения [Текст] /В.В. Бойко // СПб.: Речь. - 2008. - 348 с.
5. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко // СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко // М.:Эксмо, 2010. - 469 с.
7. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски М.: ЭКСМО – Пресс. - 2002. — 256 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова // СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. - Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.
10. Водопьянова, Н.Е. Исследование профессиональных деформаций [Текст] / Н.Е. Водопьянова // СПб.: СПБГУ, 2008. - 154 с.
11. Водопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» и качество жизни. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Под ред. Крылова А.А. и Коростылевой Л.А. - СПб.: Питер, 2010. - 316 с.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык // М.: Академический проект, 2009. - 842 с.
13. Галина, Н.В. Арт - терапия: теория и практика: монография [Текст] / Н.В. Галина // М.: Спутник. - 2012. — 115 с.
14. Иванова, Л. А. Профессиональное выгорание педагога / Л. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 18.12.2022).
15. Копытин, А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» [Текст] / А.И. Копытин // Под редакцией А.И. Копытина — СПб.: Речь, 2005. — 80 с.
16. Копытин, А.И. Теория и практика по арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин // СПб.: Питер. - 2002. — 368 с.
17. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) [Текст] / Т.Л. Крюкова // Журнал практического психолога. М.: 2007. No 3 С. 93-112.
18. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус. Пер. с англ. - М.: Смысл, 2009. - 486 с.
19. Лебедева, Л.Д. Практика арт - терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева // СПб.: Речь, 2005. -256 с.
20. Мерзлякова, Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога [Текст] / Г.С. Мерзлякова // Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - 308 с.
21. Никифорова, Г.С. Психология профессионального здоровья [Текст] / Г.С. Никифорова //Учебное пособие — СПб.: Речь. - 2006. — 480 с.
22. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. С. 76-97.
23. Одриосола, М.В. Интуиция, творчество и арт-терапия [Текст] / М.В. Одриосола // М.: Литрес. -2017. — 108 с.
24. Петровская, Л.А. Общение – компетентность – тренинг [Текст] / Л.А. Петровская // избранные труды, М.: Литрес, 2017. — 1224 с.
25. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002, No3. - с.85-95.
26. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. - No6. - С.38-45.